Кафедра мастерства актера главная, выпускающая кафедра ВТУ им. М. С. Щепкина, существующая с тех пор, как Училище получило статус высшего учебного заведения.
В разные годы кафедрой заведовали: народная артистка СССР В. Н. Пашенная, народный артист СССР Н. А. Анненков, заслуженный деятель искусств РФ Н. Н. Афонин, народный артист СССР, член-корреспондент Академии педагогических наук России Ю. М. Соломин. Сейчас кафедру возглавляет народный артист РФ Б. В. Клюев.
Основной груз работы по сохранению, развитию и обогащению традиций Школы, по совершенствованию процесса обучения ложится на плечи художественных руководителей курсов. Именно они направляют учебно-методическую работу педагогов, воспитывают педагогическую смену, определяют репертуарную политику курса, координируют работу педагогов по мастерству актера и преподавателей специальных дисциплин, несут основной груз воспитательной работы.
Художественными руководителями курсов ВТУ им. М. С. Щепкина в настоящее время являются такие признанные мастера театра и театральной педагогики как: народный артист СССР Ю. М. Соломин, народный артист СССР В. И. Коршунов, заслуженный деятель искусств РФ О. Н. Соломина, народный артист РФ В. М. Бейлис, заслуженный деятель искусств РФ В. Н. Иванов,народный артист РФ Б. В. Клюев, заслуженный деятель искусств РФ Д. Г. Кознов, народный артист РФ В. С. Сулимов, заслуженный артист РФ И. В. Лях, народный артист РФ В. А. Сафронов, заслуженный артист РФ В. Н. Драгунов. Это не только опытные педагоги, владеющие методикой преподавания профилирующей дисциплины, но - мастера сцены, теснейшим образом связанные с современным театральным процессом. Говоря спортивным языком, на кафедре много «играющих тренеров», действующих актеров и режиссеров.
Каждый руководитель курса возглавляет, направляя и координируя работу, группу творческих единомышленников-педагогов, которые ведут курс весь период обучения от вступительных экзаменов до выпуска. В такую группу помимо нескольких педагогов по мастерству актера входят педагоги по сценической речи, танцу, сценическому движению, музыкальному воспитанию и сольному пению, также являющиеся членами кафедры мастерства актера. Вокалисты и преподаватели сценического движения, танца не только ведут занятия по своей дисциплине, не только работают вместе с режиссерами-педагогами над выпускными спектаклями, но и создают иногда свои пластические или танцевальные спектакли (класс-концерты) и вокальные вечера выпускного курса.
ВТУ им. М. С. Щепкина издавна славится богатейшим опытом воспитания актерских кадров для национальных республик. Около 40 национальных студий выпущено с тех пор, как получила дипломы актеров первая студия Якутская (мастерская В. Н. Пашенной). В работе с национальными студиями есть своя специфика. Главное в ней углубленное изучение педагогическим составом национальных особенностей того или иного народа, его культуры. В нашем ВУЗе учебные отрывки и дипломные спектакли студенты играют только на своем родном языке. Это одна из принципиальных позиций Школы Малого театра: по нашему мнению, работа над спектаклем на русском языке в национальных студиях размывает особенности национальной культуры, связанные с языком, приводит к дисбалансу психофизического аппарата студента. В творческую бригаду педагогов в национальных студиях обязательно входят специально приглашенные преподаватели родного языка и переводчики.
Воспитание актера всегда носит практический, экспериментальный характер, хотя и имеет единую теоретическую базу, систему К. С. Станиславского, дополненную разработками практиков театра. Каждый новый набор группы студентов, каждый новый курс обладает своими неповторимыми психофизическими и творческими данными и требует от преподавательского состава поиска новых, а не раз навсегда утвердившихся, проторенных путей. Одновременно кафедра придает большое значение самостоятельной творческой работе студентов.
Важнейшим из принципов является требовательный подход к выбору учебного репертуара, который всегда обсуждается и утверждается на кафедре. Учить можно только на первоклассном литературном материале. Творческая индивидуальность будущего актера должна быть максимально раскрыта в учебном материале. Живая органика, эмоциональная структура студента, присущий ему темперамент, не могут и не должны подменяться на сцене режиссерскими приемами или натаскиванием на уже известные образцы.
Важным разделом профессиональной подготовки студентов кафедра считает практику на сцене Малого театра.
Обсуждение на заседании кафедры зачетов, экзаменов и дипломных спектаклей, подробный анализ увиденного способствует обмену опытом и выработке единых методов и принципов Школы Малого театра.
К дисциплинам, которые преподаются на кафедре мастерства актера, относятся еще и грим, и факультативы: фортепиано, гитара, баян.
В разные годы кафедрой заведовали: народная артистка СССР В. Н. Пашенная, народный артист СССР Н. А. Анненков, заслуженный деятель искусств РФ Н. Н. Афонин, народный артист СССР, член-корреспондент Академии педагогических наук России Ю. М. Соломин. Сейчас кафедру возглавляет народный артист РФ Б. В. Клюев.
Основной груз работы по сохранению, развитию и обогащению традиций Школы, по совершенствованию процесса обучения ложится на плечи художественных руководителей курсов. Именно они направляют учебно-методическую работу педагогов, воспитывают педагогическую смену, определяют репертуарную политику курса, координируют работу педагогов по мастерству актера и преподавателей специальных дисциплин, несут основной груз воспитательной работы.
Художественными руководителями курсов ВТУ им. М. С. Щепкина в настоящее время являются такие признанные мастера театра и театральной педагогики как: народный артист СССР Ю. М. Соломин, народный артист СССР В. И. Коршунов, заслуженный деятель искусств РФ О. Н. Соломина, народный артист РФ В. М. Бейлис, заслуженный деятель искусств РФ В. Н. Иванов,народный артист РФ Б. В. Клюев, заслуженный деятель искусств РФ Д. Г. Кознов, народный артист РФ В. С. Сулимов, заслуженный артист РФ И. В. Лях, народный артист РФ В. А. Сафронов, заслуженный артист РФ В. Н. Драгунов. Это не только опытные педагоги, владеющие методикой преподавания профилирующей дисциплины, но - мастера сцены, теснейшим образом связанные с современным театральным процессом. Говоря спортивным языком, на кафедре много «играющих тренеров», действующих актеров и режиссеров.
Каждый руководитель курса возглавляет, направляя и координируя работу, группу творческих единомышленников-педагогов, которые ведут курс весь период обучения от вступительных экзаменов до выпуска. В такую группу помимо нескольких педагогов по мастерству актера входят педагоги по сценической речи, танцу, сценическому движению, музыкальному воспитанию и сольному пению, также являющиеся членами кафедры мастерства актера. Вокалисты и преподаватели сценического движения, танца не только ведут занятия по своей дисциплине, не только работают вместе с режиссерами-педагогами над выпускными спектаклями, но и создают иногда свои пластические или танцевальные спектакли (класс-концерты) и вокальные вечера выпускного курса.
ВТУ им. М. С. Щепкина издавна славится богатейшим опытом воспитания актерских кадров для национальных республик. Около 40 национальных студий выпущено с тех пор, как получила дипломы актеров первая студия Якутская (мастерская В. Н. Пашенной). В работе с национальными студиями есть своя специфика. Главное в ней углубленное изучение педагогическим составом национальных особенностей того или иного народа, его культуры. В нашем ВУЗе учебные отрывки и дипломные спектакли студенты играют только на своем родном языке. Это одна из принципиальных позиций Школы Малого театра: по нашему мнению, работа над спектаклем на русском языке в национальных студиях размывает особенности национальной культуры, связанные с языком, приводит к дисбалансу психофизического аппарата студента. В творческую бригаду педагогов в национальных студиях обязательно входят специально приглашенные преподаватели родного языка и переводчики.
Воспитание актера всегда носит практический, экспериментальный характер, хотя и имеет единую теоретическую базу, систему К. С. Станиславского, дополненную разработками практиков театра. Каждый новый набор группы студентов, каждый новый курс обладает своими неповторимыми психофизическими и творческими данными и требует от преподавательского состава поиска новых, а не раз навсегда утвердившихся, проторенных путей. Одновременно кафедра придает большое значение самостоятельной творческой работе студентов.
Важнейшим из принципов является требовательный подход к выбору учебного репертуара, который всегда обсуждается и утверждается на кафедре. Учить можно только на первоклассном литературном материале. Творческая индивидуальность будущего актера должна быть максимально раскрыта в учебном материале. Живая органика, эмоциональная структура студента, присущий ему темперамент, не могут и не должны подменяться на сцене режиссерскими приемами или натаскиванием на уже известные образцы.
Важным разделом профессиональной подготовки студентов кафедра считает практику на сцене Малого театра.
Обсуждение на заседании кафедры зачетов, экзаменов и дипломных спектаклей, подробный анализ увиденного способствует обмену опытом и выработке единых методов и принципов Школы Малого театра.
К дисциплинам, которые преподаются на кафедре мастерства актера, относятся еще и грим, и факультативы: фортепиано, гитара, баян.