Руководство и весь преподавательский состав училища видят основной смысл своей работы в сохранении традиций и особенностей актерской школы Малого театра, в дальнейшем их развитии, обогащении и совершенствовании с учетом современных реалий и достижений общего театрального процесса. Основная особенность Школы заключается в том, что главенствующим на сцене было и остается искусство актера. Приоритет актера перед всеми другими средствами театральной выразительности непререкаем. Актер Щепкинской школы творческий партнер и соавтор драматурга и режиссера, а не марионетка в его руках. Актер Щепкинского училища должен обладать яркой творческой индивидуальностью и быть воплощением на сцене большой жизненной правды, ярких, крупных, самобытных характеров, несущих в себе силу и глубокий психологизм; мастерски владеть отточенной, колоритной, чистой русской речью. Эти традиции передавались, что называется, из рук в руки, великими корифеями Малого театра нынешнему профессорско-преподавательскому составу, а от них, как эстафета, передается до настоящего времени следующему поколению творческой молодежи. И так, уже почти два века! Высокий уровень требований предъявляется к абитуриентам Щепкинского училища. При приеме на актерский факультет большое внимание уделяется не только творческим задаткам поступающего, которые позволяют ему овладевать профессиональным мастерством, но и его мировоззрению, общеобразовательной подготовке, широте кругозора, эстетическому облику. Без наличия таких необходимых данных, как легкая эмоциональная возбудимость, фантазия, заразительность темперамента, непосредственность, музыкальность, хороший голос и речь, выразительная внешность. Но многолетний педагогический опыт убеждает, что очень важный фактор при этом личные качества поступающих. Из множества актерски одаренных абитуриентов преподаватели стремятся отобрать людей принципиальных, честных, трудоспособных, волевых. Все эти аспекты всегда в центре внимания при наборе студентов на 1 курс. Итоговой задачей, которой должен овладеть студент-щепкинец по окончании училища, является умение самостоятельно работать над ролью любого драматургического материала, любой жанровой окраски и любой сложности. В этом главная перспектива, к постижению которой весь период обучения ведут педагоги. Нам могут возразить, что в 20 веке почти повсеместно в театре установился приоритет и диктат режиссуры. Это так, но только отчасти, и именно потому, что явно испытывается дефицит грамотной и талантливой режиссуры. Поэтому наши выпускники должны быть подстрахованы: есть хороший режиссер они ему надежная творческая подмога, нет проводят творческую работу по созданию роли сами. И тому, что кафедре это удается, являются свидетельством те факты, когда выпускников берут в наиболее престижные театры страны, такие как: Малый театр, МХАТ им. А. Чехова, МХАТ им. М. Горького, Ленком, Современник, театр им. Моссовета, театр Российской армии и т.д., когда ребятам сразу поручаются ответственные роли, и когда мы получаем прекрасные отклики московской театральной критики на спектакли и работу студентов. Помимо обучения студентов профессиональным навыкам, большое внимание уделяется развитию их самостоятельного творчества, умению развивать и укреплять полученные навыки. Помимо этого, есть еще одна особенность у института им. М. С. Щепкина вуз маленький, всего 1 факультет, курсы малочисленны, общее количество студентов колеблется в разные годы от 150 до 200 человек, поэтому все друг друга знают, тесно общаются и в училище и в общежитии. Среди студенчества развиты такие качества, как поддержка и взаимовыручка. Контакты с педагогами училища носят доверительный характер, в результате чего в училище складывается атмосфера большой дружной семьи. Надо сказать, что педагоги внимательно и пристально следят за тем, как складывается творческая судьба выпускников «щепки» на профессиональной сцене. Когда возникает необходимость, помогают советом, консультацией. И связь эта взаимна, потому что все выпускники приходят в свое училище, они ощущают насущную потребность в этом опять увидеть эти стены, лица педагогов, глотнуть «щепкинского воздуха». Некоторые остаются в училище еще на многие многие годы в качестве педагогов, получая дополнительное образование.