Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Цензура тут же запретила и печатать и ставить эту пьесу.
Впервые пьеса появилась на сцене Малого театра 31 января 1830 года в бенефис М. С. Щепкина. Был сыгран первый акт комедии в Москве, в помещении Большого театра. В роли Фамусова выступил сам Щепкин. Спустя несколько месяцев был сыгран третий акт под названием «Московский бал». Успех этих попыток Щепкина утвердить на сцене пьесу привёл к желаемому результату. 27 ноября 1831 года комедия была сыграна целиком. Роль Чацкого играл великий трагик П. Мочалов. Справедливости ради надо сказать, что среди его ролей она была не лучшей, в чём сам Мочалов признавался: «Чувствую себя не в своём амплуа, не на своём месте». Успех в этом спектакле сопровождал Щепкина. Эта роль была одна из лучших творений мастера.
Новое переосмысление концепции «Горе от ума» прозвучало в 1902 году в постановке А. Южина, он же был исполнителем роли Фамусова.
1938 году в связи с празднованием 150-летием Щепкина, Малый театр вновь вернулся к комедии. Спектакль был поставлен П. Садовским, И. Судаковым и С. Алексеевым. Этот спектакль был связан с приходом на сцену Малого театра двух мастеров сцены И. Ильинского и М. Царёва, бывших актёров театра Мейерхольда.Ильинский играл Загорецкого, а Царёв Чацкого.
Постановка 1945 года, приуроченная к 150-летию со дня рождения Грибоедова, почти точно повторяла интерпретацию спектакля 1938 года и Чацкого по-прежнему играл М. Царёв. Эта роль по признанию самого актёра «оставила наиболее глубокий след в его душе». «Почему так? Ведь если спросить себя, что является основой характера Чацкого, то ответ быть может только один: нетерпимость к несправедливости… Его воинствующая пылкость объясняется непреодолимой потребностью верить в людей, искать среди них единомышленников». Блистательный состав звёзд театра: М. Царёв, И. Ильинский, П. Садовский, М. Ленин, Е. Турчанинова, В. Рыжова, А. Яблочкина.И в этом ослепительном составе- дебют молодой актрисы, ученицы театрального училища им. М. С. Щепкина И. Ликсо в роли Софьи. В этой пьесе за её долгую сценическую жизнь И. Ликсо сыграла три роли: Софью, Наталью Дмитриевну Гореч и графиню-бабушку.
Появление «Горе от ума» в 1963 году в постановке Е. Симонова была крайне интересна московской публике. Эта постановка отличалась романтическим прочтением, во многом это определило решение роли Чацкого в исполнении Н. Подгорного. Подгорный-Чацкий истинный романтик. На скаку, на бегу, сверх импульсивный он врывался в дом Фамусовых, столкнувшись с реальным окружением страшного, косного мира. Страстный, ироничный, порой саркастический он прекрасно осознавал что «фамусовых» большинство и один в поле не воин. Это был глубоко страдающий Чацкий.
Зловеще мрачной фигурой предстал Молчалин в исполнении В. Коршунова. «Он оказывается самой весомой фигурой в фамусовском особняке. В нём чувствуется мрачная, тяжёлая сила»- как писал об этом критик Б. Алперс.
Спектакль 1975 года в постановке В. Иванова (худ.рук. постановки М. Царёв)- Чацкого сыграл молодой Соломин. Умный, желчный он не столько боролся, сколько испытывал отчаяние и горечь, взирая на это общество. Исполнителем роли Фамусова по-прежнему оставался М. Царёв. «Фамусов раскрывался в спектакле через слово- объёмное, масштабное, живое».На этот раз в спектакле появилась дебютантка, выпускница ВТУ им. М. С. Щепкина Е. Глушенко в роли Лизы. «Она жила естественной жизнью…Была безыскусна и проста». Молодая актриса с первых своих шагов заявила о себе с большой буквы, в традициях Малого театра. Неожиданно прозвучал в этом спектакле Репетилов Э. Марцевича. В его исполнении в Репетилове проявилось чувство одиночества и неприкаянности.
В 2000 году появилась обновлённая постановка «Горе от ума» в постановке С. Женовача, обновлённая во всех отношениях: новая концепция и молодой состав труппы Малого театра. Женовач сформулировал своё видение основного конфликта как «историю любви, историю обмана, разочарования, потрясений, которые произошли с героем на протяжение одного безумного дня в Москве…Всё происходит сейчас, на наших глазах, и неизвестно, чем кончится».Новая концепция особенно прозвучала в новом решение главного героя Чацкого в исполнении Г. Подгородинского. Это скорее не герой, яростный обвинитель нравов, о скорее антигерой, тихий интеллигент 20 века один из многих, один из нас. Ярко и живо прозвучала роль Фамусова в исполнении Ю. Соломина, лишний раз подтверждая о неистощимости комедийного дара актёра. «Его глаза светятся интересом к жизни, во всех её проявлениях». Работа актера была удостоена престижной театральной премией К. С. Станиславского, а также Государственной премией РФ.
280 лет прошло со дня появления на сцене пьесы «Горе от ума» в Малом театре. А она по-прежнему вызывает интерес у зрителя, отвечая на многие вопросы жизни, являясь властителем дум поколения 21 века.
Материалы подготовлены профессором кафедры искусствоведения ВТУ (института) им. М. С. Щепкина Натальей Евгеньевной Корольковой.
Впервые пьеса появилась на сцене Малого театра 31 января 1830 года в бенефис М. С. Щепкина. Был сыгран первый акт комедии в Москве, в помещении Большого театра. В роли Фамусова выступил сам Щепкин. Спустя несколько месяцев был сыгран третий акт под названием «Московский бал». Успех этих попыток Щепкина утвердить на сцене пьесу привёл к желаемому результату. 27 ноября 1831 года комедия была сыграна целиком. Роль Чацкого играл великий трагик П. Мочалов. Справедливости ради надо сказать, что среди его ролей она была не лучшей, в чём сам Мочалов признавался: «Чувствую себя не в своём амплуа, не на своём месте». Успех в этом спектакле сопровождал Щепкина. Эта роль была одна из лучших творений мастера.
Новое переосмысление концепции «Горе от ума» прозвучало в 1902 году в постановке А. Южина, он же был исполнителем роли Фамусова.
1938 году в связи с празднованием 150-летием Щепкина, Малый театр вновь вернулся к комедии. Спектакль был поставлен П. Садовским, И. Судаковым и С. Алексеевым. Этот спектакль был связан с приходом на сцену Малого театра двух мастеров сцены И. Ильинского и М. Царёва, бывших актёров театра Мейерхольда.Ильинский играл Загорецкого, а Царёв Чацкого.
Постановка 1945 года, приуроченная к 150-летию со дня рождения Грибоедова, почти точно повторяла интерпретацию спектакля 1938 года и Чацкого по-прежнему играл М. Царёв. Эта роль по признанию самого актёра «оставила наиболее глубокий след в его душе». «Почему так? Ведь если спросить себя, что является основой характера Чацкого, то ответ быть может только один: нетерпимость к несправедливости… Его воинствующая пылкость объясняется непреодолимой потребностью верить в людей, искать среди них единомышленников». Блистательный состав звёзд театра: М. Царёв, И. Ильинский, П. Садовский, М. Ленин, Е. Турчанинова, В. Рыжова, А. Яблочкина.И в этом ослепительном составе- дебют молодой актрисы, ученицы театрального училища им. М. С. Щепкина И. Ликсо в роли Софьи. В этой пьесе за её долгую сценическую жизнь И. Ликсо сыграла три роли: Софью, Наталью Дмитриевну Гореч и графиню-бабушку.
Появление «Горе от ума» в 1963 году в постановке Е. Симонова была крайне интересна московской публике. Эта постановка отличалась романтическим прочтением, во многом это определило решение роли Чацкого в исполнении Н. Подгорного. Подгорный-Чацкий истинный романтик. На скаку, на бегу, сверх импульсивный он врывался в дом Фамусовых, столкнувшись с реальным окружением страшного, косного мира. Страстный, ироничный, порой саркастический он прекрасно осознавал что «фамусовых» большинство и один в поле не воин. Это был глубоко страдающий Чацкий.
Зловеще мрачной фигурой предстал Молчалин в исполнении В. Коршунова. «Он оказывается самой весомой фигурой в фамусовском особняке. В нём чувствуется мрачная, тяжёлая сила»- как писал об этом критик Б. Алперс.
Спектакль 1975 года в постановке В. Иванова (худ.рук. постановки М. Царёв)- Чацкого сыграл молодой Соломин. Умный, желчный он не столько боролся, сколько испытывал отчаяние и горечь, взирая на это общество. Исполнителем роли Фамусова по-прежнему оставался М. Царёв. «Фамусов раскрывался в спектакле через слово- объёмное, масштабное, живое».На этот раз в спектакле появилась дебютантка, выпускница ВТУ им. М. С. Щепкина Е. Глушенко в роли Лизы. «Она жила естественной жизнью…Была безыскусна и проста». Молодая актриса с первых своих шагов заявила о себе с большой буквы, в традициях Малого театра. Неожиданно прозвучал в этом спектакле Репетилов Э. Марцевича. В его исполнении в Репетилове проявилось чувство одиночества и неприкаянности.
В 2000 году появилась обновлённая постановка «Горе от ума» в постановке С. Женовача, обновлённая во всех отношениях: новая концепция и молодой состав труппы Малого театра. Женовач сформулировал своё видение основного конфликта как «историю любви, историю обмана, разочарования, потрясений, которые произошли с героем на протяжение одного безумного дня в Москве…Всё происходит сейчас, на наших глазах, и неизвестно, чем кончится».Новая концепция особенно прозвучала в новом решение главного героя Чацкого в исполнении Г. Подгородинского. Это скорее не герой, яростный обвинитель нравов, о скорее антигерой, тихий интеллигент 20 века один из многих, один из нас. Ярко и живо прозвучала роль Фамусова в исполнении Ю. Соломина, лишний раз подтверждая о неистощимости комедийного дара актёра. «Его глаза светятся интересом к жизни, во всех её проявлениях». Работа актера была удостоена престижной театральной премией К. С. Станиславского, а также Государственной премией РФ.
280 лет прошло со дня появления на сцене пьесы «Горе от ума» в Малом театре. А она по-прежнему вызывает интерес у зрителя, отвечая на многие вопросы жизни, являясь властителем дум поколения 21 века.
Материалы подготовлены профессором кафедры искусствоведения ВТУ (института) им. М. С. Щепкина Натальей Евгеньевной Корольковой.