Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Цензура тут же запретила и печатать и ставить эту пьесу.
Впервые пьеса появилась на сцене Малого театра 31 января 1830 года в бенефис М. С. Щепкина. Был сыгран первый акт комедии в Москве, в помещении Большого театра. В роли Фамусова выступил сам Щепкин. Спустя несколько месяцев был сыгран третий акт под названием «Московский бал». Успех этих попыток Щепкина утвердить на сцене пьесу привёл к желаемому результату. 27 ноября 1831 года комедия была сыграна целиком. Роль Чацкого играл великий трагик П. Мочалов. Справедливости ради надо сказать, что среди его ролей она была не лучшей, в чём сам Мочалов признавался: «Чувствую себя не в своём амплуа, не на своём месте». Успех в этом спектакле сопровождал Щепкина. Эта роль была одна из лучших творений мастера.
Новое переосмысление концепции «Горе от ума» прозвучало в 1902 году в постановке А. Южина, он же был исполнителем роли Фамусова.
1938 году в связи с празднованием 150-летием Щепкина, Малый театр вновь вернулся к комедии. Спектакль был поставлен П. Садовским, И. Судаковым и С. Алексеевым. Этот спектакль был связан с приходом на сцену Малого театра двух мастеров сцены И. Ильинского и М. Царёва, бывших актёров театра Мейерхольда.Ильинский играл Загорецкого, а Царёв Чацкого.
Постановка 1945 года, приуроченная к 150-летию со дня рождения Грибоедова, почти точно повторяла интерпретацию спектакля 1938 года и Чацкого по-прежнему играл М. Царёв. Эта роль по признанию самого актёра «оставила наиболее глубокий след в его душе». «Почему так? Ведь если спросить себя, что является основой характера Чацкого, то ответ быть может только один: нетерпимость к несправедливости… Его воинствующая пылкость объясняется непреодолимой потребностью верить в людей, искать среди них единомышленников». Блистательный состав звёзд театра: М. Царёв, И. Ильинский, П. Садовский, М. Ленин, Е. Турчанинова, В. Рыжова, А. Яблочкина.И в этом ослепительном составе- дебют молодой актрисы, ученицы театрального училища им. М. С. Щепкина И. Ликсо в роли Софьи. В этой пьесе за её долгую сценическую жизнь И. Ликсо сыграла три роли: Софью, Наталью Дмитриевну Гореч и графиню-бабушку.
Появление «Горе от ума» в 1963 году в постановке Е. Симонова была крайне интересна московской публике. Эта постановка отличалась романтическим прочтением, во многом это определило решение роли Чацкого в исполнении Н. Подгорного. Подгорный-Чацкий истинный романтик. На скаку, на бегу, сверх импульсивный он врывался в дом Фамусовых, столкнувшись с реальным окружением страшного, косного мира. Страстный, ироничный, порой саркастический он прекрасно осознавал что «фамусовых» большинство и один в поле не воин. Это был глубоко страдающий Чацкий. 
Зловеще мрачной фигурой предстал Молчалин в исполнении В. Коршунова. «Он оказывается самой весомой фигурой в фамусовском особняке. В нём чувствуется мрачная, тяжёлая сила»- как писал об этом критик Б. Алперс.
Спектакль 1975 года в постановке В. Иванова (худ.рук. постановки М. Царёв)- Чацкого сыграл молодой Соломин. Умный, желчный он не столько боролся, сколько испытывал отчаяние и горечь, взирая на это общество. Исполнителем роли Фамусова по-прежнему оставался М. Царёв. «Фамусов раскрывался в спектакле через слово- объёмное, масштабное, живое».На этот раз в спектакле появилась дебютантка, выпускница ВТУ им. М. С. Щепкина Е. Глушенко в роли Лизы. «Она жила естественной жизнью…Была безыскусна и проста». Молодая актриса с первых своих шагов заявила о себе с большой буквы, в традициях Малого театра. Неожиданно прозвучал в этом спектакле Репетилов — Э. Марцевича. В его исполнении в Репетилове проявилось чувство одиночества и неприкаянности.
В 2000 году появилась обновлённая постановка «Горе от ума» в постановке С. Женовача, обновлённая во всех отношениях: новая концепция и молодой состав труппы Малого театра. Женовач сформулировал своё видение основного конфликта как «историю любви, историю обмана, разочарования, потрясений, которые произошли с героем на протяжение одного безумного дня в Москве…Всё происходит сейчас, на наших глазах, и неизвестно, чем кончится».Новая концепция особенно прозвучала в новом решение главного героя Чацкого в исполнении Г. Подгородинского. Это скорее не герой, яростный обвинитель нравов, о скорее антигерой, тихий интеллигент 20 века один из многих, один из нас. Ярко и живо прозвучала роль Фамусова в исполнении Ю. Соломина, лишний раз подтверждая о неистощимости комедийного дара актёра. «Его глаза светятся интересом к жизни, во всех её проявлениях». Работа актера была удостоена престижной театральной премией К. С. Станиславского, а также Государственной премией РФ. 
280 лет прошло со дня появления на сцене пьесы «Горе от ума» в Малом театре. А она по-прежнему вызывает интерес у зрителя, отвечая на многие вопросы жизни, являясь властителем дум поколения 21 века.

Материалы подготовлены профессором кафедры искусствоведения ВТУ (института) им. М. С. Щепкина Натальей Евгеньевной Корольковой.